Главная » Файлы » Мои файлы

Выступление Феофиловой Г.В. на родительском собрании в I младшей группе на тему: «Сенсорное развитие детей третьего года жизни».
16.02.2015, 21:19

Выступление на родительском собрании в I младшей группе
на тему: «Сенсорное развитие детей третьего года жизни».
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который
наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные
от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и
восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным
их дифференцировать выделять один из множества других, находить сходство и различие
между ними.
Видный отечественный учёный Н.М. Щелованов называл ранний возраст золотой
порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает
представления детей о предмете. Они бывают неопределёнными, иногда ошибочными.
Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от того, как
формируются процессы зрительного, слухового, осязательного восприятия,
совершенствуются различного рода действия с предметами и орудиями, устанавливается
их связь со словом.
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет мышление.
Однако восприятие необходимо направлять, так как ребёнок в первую очередь может
заинтересоваться частными признаками, привлекшими внимание, тогда как существенные
свойства предмета останутся скрытыми за второстепенными.
Ознакомление ребёнка со свойствами предмета происходит постепенно: от
простых, однородных свойств к сочетанию нескольких, выделение свойства в процессе
самостоятельной деятельности. Восприятие совершенствуется на протяжении всего
раннего возраста. Оно становится более точным и полным, если участвуют одновременно
несколько анализаторов, то есть ребёнок не только видит и слышит, но ощущает эти
предметы и действует ими.
К трём годам маленький человек различает предметы по цвету, величине, выделяет
различие в их пространственном расположении, тонко дифференцирует звуки и тембр
человеческого голоса, узнаёт знакомые мелодии. На третьем году жизни он начинает
обозначать сенсорные свойства пояснениями, опредмечивать их названиями. Например:
жёлтое, как солнышко; зелёное, как травка; круглый, как мячик.
У ребёнка совершенствуются перцептивные (обследовательские) действия:
выделение объекта из окружающего, определение его признаков, свойств (цвет, форма,
величина), сопоставление с другими предметами. Сравнение сначала осуществляется
непосредственно: нужно положить рядом (или наложить один на другой) два предмета,
сопоставив их по размеру, сравнив по цвету форме. Этот этап непосредственного
контроля за выполнением предметных действий очень важен для дальнейшего развития
контролирующей функции восприятия. Позднее ребёнок овладевает умением зрительного
соотношения. К старшему дошкольному возрасту зрительное соотношение сворачивается,
становится незаметным.
В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности: видеть и
рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним
признакам, производить действия с предметами и орудиями. Совершенствуется
координация движений руки под контролем глаза, что позволяет ребятам третьего года
жизни размещать элементы мозаики в гнёздах панели, накладывать детали строительных
наборов друг на друга, точно воздействовать орудием на другой предмет.
Сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в действиях с предметами
и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании, пении, наблюдении, занятиях со
строительным материалом. Полученные представления о предметах и способах действия с
ними закрепляются у ребёнка, если он воспроизводит эти действия в игре. Поэтому перед
взрослыми стоит важная задача – целесообразно организовать окружающую среду,
обеспечить её пособиями, игрушками, материалами, отличающимися ярко выраженными
свойствами: величиной, формой, цветом, тяжестью, фактурой, возможностью издавать
разные звуки.
Непременным условием, способствующим сенсорному развитию, является
руководство сенсорной активность ребёнка. Без специальных воспитательных приёмов
оно не будет успешным.
Хотя для маленького ребёнка первостепенное значение имеет чувственное
восприятие, однако роль слова усиливается при ознакомлении малыша с предметом. Чем
старше он становится, тем большее значение приобретает сопровождение, подкрепление
словом действий и ощущений, которые связаны с восприятием предмета.
Как восприятие, не подкреплённое словом, так и словесные указания без опоры на
чувственный опыт, приводят к формированию поверхностных, ситуационных
представлений, размытых образов.
На протяжении второго и третьего года жизни в результате действий с различными
предметами и наблюдений за окружающим, под влиянием развивающийся речи и
общения со взрослыми у ребёнка начинают появляться первичные мыслительные
операции: выделение некоторых свойств и сравнение предметов по указанному признаку,
установление связи между ними, обобщение. Однако малыш не способен пока к
развёрнутым словесным рассуждениям. Его мысли не отделились от практических
действий. Он мыслит действуя. Лишь постепенно у ребёнка образуются общие
представления и понятия.
Организует эту деятельность взрослый, а ребёнок действует сначала по
подражанию, затем по этапному показу действия, по целостному образцу и только потом
по словесному указанию.
С развитием речи усложняется и мышление. Дети начинают устанавливать
причинную зависимость наблюдаемых ими явлений: если не закрыть плотно части
матрёшки, она развалится; если не надеть верхнюю часть пирамидки, кольца упадут со
стержня; чтобы получились брызги, надо сильнее хлопнуть по поверхности воды.
Малыши делают сравнение: снег белый, как сахар; треугольник – как крыша.
Прогрессируют процессы обобщения, на основе которых формируются понятия.
Дети уже в состоянии выделять и обобщать качества, свойства предметов: яблоко красное,
флажок тоже красный и шарф красный; зелёная травка, зелёная лягушка;
строительный материал – и кубики, и кирпичики, и крыша – разные.
Развивается познавательная потребность, появляется любознательность.
Всё больше ребёнка интересует предметная деятельность, изменяется его отношение к
своим действиям – он настойчиво добивается определённого результата, стремится
разделить предмет на части (разобрать пирамидку, матрёшку, раздеть куклу, вынуть
детали из коробки). Производя эти действия, ребёнок исследует предмет и его свойства.
Действия носят характер экспериментирования.
Малыш соотносит форму и размер деталей с отверстием коробки, цвет грибка – с
цветом столика, целенаправленно сопоставляет части или признаки друг с другом.
Начинает устанавливать связь между действием и результатом, а чтобы получить
удовлетворяющий его результат, учитывает ошибки и уточняет свои действия.
Серьёзное внимание следует обратить на активизацию орудийных действий, что
позволяет ребёнку употреблять предметы по назначению, а не бесцельно манипулировать
ими.
Предметы-орудия (ложка, расчёска, лопатка, молоток и др.) служат для
воздействия на другие предметы, помогают руке выполнить действие. Использование
предметов-орудий доказывает, что малыш выделяет цель, которую можно достигнуть
благодаря применению специфического орудия, то есть понимает его функции (ложкой
ест, из чашки пьёт, лопаткой насыпает).
На третьем году жизни ребёнок начинает понимать, что действия с орудиями
состоят из ряда отдельных операций, которые надо выполнить в определённой
последовательности: опустить черпачок в воду, подвести его под шарик, поднимать, не
переворачивая, вынуть из воды.
Литература:
1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
2. Т.Н. Доронова и Т.И. Ерофеева. «Развитие детей раннего возраста в условиях
вариативного дошкольного образования»

Категория: Мои файлы | Добавил: admin
Просмотров: 1088 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: